• Елена Петрова

О методах работы с детьми


Самым главным в психотерапевтической работе с ребенком, на мой взгляд, является любовь. Чтобы наладить контакт с ребенком, чтобы помочь ему справиться с проблемами, чтобы поверить в его силы, его сначала нужно полюбить. В других случаях, помощь вряд ли будет эффективной. Я конечно не говорю, что ребенка, пришедшего к нам на терапию, нужно любить также как и своего, это не нужно, да и невозможно, но быть открытым, искренним, принимать ребенка таким какой он есть, на мой взгляд просто необходимо. Ведь, если он попал к нам, значит, вероятнее всего, родители не додали ему любви в психотерапевтическом понимании этого слова. А также ребенок должен нам доверять, только тогда можно будет ему помочь.

Безусловно, имеет значение, какими методами пользуется психотерапевт в работе с ребенком. Авторитетные специалисты в области детской психологии и психотерапии говорили об огромной значимости детской игры, и ни для кого не секрет, что именно игра способствует развитию личности на разных возрастных этапах. Соответственно, игровую терапию нельзя недооценивать. Она может помочь на первичном этапе установления контакта с ребенком, а также в самом процессе терапии.

Ребенку проще выразить свои переживания через персонажей игры, так как, он еще не может говорить о своих страхах или переживаниях напрямую, даже не все взрослые на это способны.

Таким же незаменимым методом в работе с детьми является арт-терапия, именно благодаря детскому рисунку мы так много можем узнать о скопившемся напряжении в той или иной области. А нарисовав, ребенок «выплеснул» часть своих переживаний на бумагу и в какой-то степени освободился от них. Тем более, что практически все дети любят рисовать, если только какие-то взрослые не погубили еще эту способность своим невниманием или критичностью.

И еще один метод, который кажется нам более глубоким и подходит не во всех ситуациях. Например, в случае отягощенности рисунка ребенка конфликтной символикой, можно предложить ему представить изображенное в особом состоянии расслабления и установить с тем, что пугает какие-то отношения. Это символ-драма. Поскольку у детей образное мышление преобладает, этот метод может, как нельзя лучше, помочь в терапии.

Данный метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов - картин на заданную психотерапевтом тему. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему - стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. Ребенок обычно без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации.

#дети #игра #детскаяпсихотерапия #арттерапия #символдрама #методы #образы #конфликт #переживания

© 2015 - 2020 therapist.moscow